Ситуация, когда коллекторы звонят со скрытого номера, действительно неприятна и может нарушать ваши права. В российском законодательстве порядок взаимодействия кредиторов и коллекторов с должниками строго регламентирован Федеральным законом № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности».
По закону:
- Звонки могут осуществляться только с определяемого номера телефона. Использование скрытых номеров нарушает требования ст. 4 указанного закона.
- Допустимое время звонков: с 8:00 до 22:00 в будни и с 9:00 до 20:00 в выходные и праздники.
- Количество звонков также ограничено: не более 1 раза в сутки, 2 раз в неделю и 8 раз в месяц.
Что вы можете сделать:
- Зафиксируйте факт звонков. Даже если номер скрыт, вы можете сделать скриншоты экрана телефона, включить запись разговора (в большинстве регионов РФ это допустимо при вашем участии в беседе), вести дневник звонков с датами, временем и описанием содержания.
- Обратитесь к оператору связи с запросом о детализации входящих звонков. Часто оператор может определить скрытый номер по запросу правоохранительных органов.
- Направьте жалобу в Роскомнадзор, ФССП (Федеральную службу судебных приставов, которая контролирует коллекторов) и в полицию по факту возможного психологического давления и нарушения закона.
- Если долг действительно погашен, приложите к жалобе документы, подтверждающие это (квитанции, справки об отсутствии задолженности).
Важно: Не вступайте в эмоциональные перепалки и не передавайте личные данные, если не уверены, что разговариваете с реальным представителем кредитора. Все общение по вопросам долга имеет право вестись в письменной форме.
Таким образом, звонки со скрытых номеров коллекторов незаконны, и вы имеете полное право требовать прекращения таких действий, а также привлекать их к ответственности через контролирующие органы.