Ваша ситуация достаточно распространенная, так как не все заказчики понимают особенности правового статуса самозанятых. ОГРН (основной государственный регистрационный номер) присваивается юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при их регистрации в налоговой службе.
Самозанятые — это физические лица, которые применяют специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (НПД). ОГРН у них отсутствует, так как они не регистрируются как ИП или юрлицо.
Вместо ОГРН у самозанятого есть:
- ИНН — индивидуальный номер налогоплательщика;
- Свидетельство о постановке на учет в качестве плательщика НПД (его можно скачать в приложении «Мой налог» или через личный кабинет на сайте ФНС);
- Чек, формируемый через приложение «Мой налог», который подтверждает факт оплаты и является документом для бухучета у заказчика.
Если заказчик настаивает на внесении реквизитов в договор, вы можете указать:
- ФИО, адрес, ИНН;
- Реквизиты банковского счета;
- Статус «самозанятый» (плательщик НПД) с приложением копии справки/уведомления из ФНС.
Важно: Отсутствие ОГРН у самозанятого — это норма закона (Федеральный закон № 422-ФЗ). Настоять на том, чтобы вы предоставили ОГРН, клиент не может, так как у вас его просто нет. Если заказчик сомневается, вы можете направить ему ссылку на официальный ресурс ФНС, где указано, что самозанятые работают без ОГРН.
Совет: При заключении договора пропишите, что вы являетесь физлицом, применяющим НПД, и прикрепите к договору копию уведомления из «Мой налог». Это снимет все вопросы у контрагента.