Ситуация с просроченным паспортом довольно распространена, особенно если гражданин не следит за сроками его замены. Согласно Постановлению Правительства РФ № 828 от 8 июля 1997 года, паспорт гражданина РФ подлежит обязательной замене в возрасте 20 и 45 лет. Если вы получили паспорт в 2007 году и сейчас вам исполнилось 45, то документ действительно утратил силу, и пользоваться им нельзя.
Что это означает на практике:
- С момента наступления 45-летия ваш старый паспорт считается недействительным.
- Вы не сможете совершать юридически значимые действия: оформить кредит, зарегистрировать недвижимость, заключить договор, подать заявление в госорганы и т.д.
- При проверке документов (например, полицией) может быть наложен административный штраф по ст. 19.15 КоАП РФ – за проживание по недействительным документам. Размер штрафа составляет от 2 000 до 3 000 рублей, а в Москве и Санкт-Петербурге – до 5 000 рублей.
Что нужно сделать:
- Обратиться в МФЦ или территориальное подразделение ГУВМ МВД (бывшая паспортная служба).
- Предъявить следующие документы:
- заявление по установленной форме;
- старый паспорт;
- 2 фотографии 35×45 мм;
- квитанцию об оплате госпошлины (300 рублей – при обычной замене, 1 500 рублей – при утрате);
- документы, подтверждающие изменения (если меняли фамилию, место жительства и т.п.).
- Срок изготовления нового паспорта – до 10 дней по месту жительства и до 30 дней – по месту пребывания.
Рекомендации юриста:
- Не откладывайте обращение – чем дольше вы пользуетесь недействительным паспортом, тем выше риск штрафа и административных проблем.
- Если уже наложен штраф, его можно оплатить со скидкой 50% в течение 20 дней.
- После получения нового паспорта уведомите все организации, где использовались паспортные данные (банк, работодатель, пенсионный фонд, страховые компании и т.д.).
Таким образом, ваша ситуация решаема: достаточно обратиться за заменой паспорта и оплатить госпошлину. Никаких серьезных последствий при своевременном обращении не будет. Главное – не использовать старый документ и не затягивать с визитом в МФЦ.