Очень частая ситуация у студентов юрфака - трудности с решением задач по Особенной части уголовного права. Действительно, правильная квалификация преступления требует не только знания статьи УК РФ, но и умения выделять юридически значимые признаки из описанной ситуации.
Алгоритм решения задач по Особенной части УК РФ можно выстроить следующим образом:
- Выделите объект преступления - на что было посягательство (собственность, личность, общественная безопасность и т.д.). Например, если похищено имущество - объектом будет право собственности.
- Определите объективную сторону - что именно сделал субъект: тайно взял вещь, открыто похитил, применил насилие, обманул или злоупотребил доверием.
- Установите субъект - лицо, достигшее возраста уголовной ответственности и вменяемое. Например, кража возможна с 14 лет, мошенничество - с 16.
- Проверьте субъективную сторону - чаще всего это прямой умысел и корыстная цель при имущественных преступлениях.
Пример 1: Студент незаметно взял телефон соседа по парте и спрятал его в карман. Это кража (ст. 158 УК РФ), так как деяние тайное, без применения насилия и обмана.
Пример 2: Человек выхватил сумку из рук прохожей на улице. Это уже грабеж (ст. 161 УК РФ), потому что похищение совершено открыто.
Пример 3: Работник магазина получил от клиента деньги за товар, но товар не отдал, а деньги присвоил. Это мошенничество (ст. 159 УК РФ), так как хищение совершено путем обмана.
Таким образом, ключ к решению задач - это последовательное установление всех элементов состава преступления. Рекомендую тренироваться: брать каждую задачу и разбирать по схеме «объект – объективная сторона – субъект – субъективная сторона». Постепенно выработается навык видеть разницу между составами.
Совет: перед экзаменом составьте для себя таблицу с признаками сходных составов (например, кража, грабеж, разбой) и отмечайте, чем они отличаются. Это сильно упростит решение задач.