Ситуация, которую вы описали, действительно вызывает вопросы с точки зрения правомерности действий учителя. Важно понимать, что оценка по школьной системе (2, 3, 4, 5 и в редких случаях 1) должна отражать исключительно уровень знаний и умений ученика по конкретному предмету, а не его поведение или дисциплину.
Нормативная база:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» прямо закрепляет, что образовательные организации обязаны обеспечивать объективность оценки знаний учащихся.
- Оценка должна быть результатом проверки усвоения учебного материала: контрольных, тестов, устных ответов и т. п.
- За дисциплинарные проступки (например, несвоевременная сдача тетрадей, нарушение поведения) школа вправе применять меры воспитательного воздействия, но это не должно выражаться в занижении оценки по предмету.
Что это означает для вас:
- Если ученик написал контрольную, то оценка должна быть поставлена именно за качество выполнения работы. Если работа выполнена хотя бы частично, выставление «1» за отсутствие тетради является нарушением принципа объективности.
- Учитель может фиксировать дисциплинарные нарушения в дневнике, докладывать классному руководителю или выносить вопрос на педсовет, но не имеет права использовать систему оценивания знаний как инструмент наказания.
- «1» как оценка в российской системе образования встречается крайне редко и обычно выставляется только в случае полного отсутствия ответа (например, пустой лист).
Ваши действия:
- Попробуйте сначала спокойно поговорить с учителем и уточнить, чем именно вызвана данная оценка.
- Если ситуация не решается, можно обратиться к классному руководителю или завучу, объяснив, что оценка не соответствует реальным знаниям.
- В случае систематического нарушения прав ученика родители вправе обратиться к директору школы и даже в орган управления образованием.
Вывод: Учитель не имеет права ставить «1» за дисциплинные нарушения. Оценка должна отражать знания. Нарушение этого принципа можно и нужно обжаловать.